Понятия со словосочетанием «грузинские евреи»

Связанные понятия

Кахети́нцы (груз. კახები) — этнографическая группа грузин. Говорят на кахетинском диалекте грузинского языка. Самоназвание «кахи».Одними из древнейших предков грузин Кахетии являются кавказские албаны.
Гури́йцы (груз. გურულები) — этнографическая группа грузинского народа. В основном проживают на территории Гурийского края Грузии (Озургетский, Ланчхутский и Чохатаурский муниципалитеты). Разговаривают на гурийском говоре грузинского языка. Гурийцы исповедуют православие и являются паствой грузинской православной церкви. На сегодня в Грузии живут 300 000 гурийцев.
Депортация месхетинцев — массовое принудительное выселение в 1944 году грузин-мусульман месхской этнографической группы из своей исторической родины — региона Самцхе-Джавахети (Грузия).
Аджа́рцы (ачарлеби, груз. აჭარლები) — этнографическая группа грузин с небольшим преобладанием православного и частично исламского вероисповеданий. Большинство компактно проживают в Аджарии. Говорят на грузинском языке. По культуре аджарцам близки остальные субэтнические группы грузин. При этом в годы советской власти аджарцы формально придерживались атеизма, а до 1920-х годов они обозначались как грузины-мусульмане. Автономная республика Аджария была основана 16 июля 1921 года, на основе соглашения...
Депортация месхетинцев — массовое принудительное выселение в 1944 году грузин-мусульман месхской субэтнической группы мусульманского вероисповедания из своей исторической родины — региона Самцхе-Джавахети (Грузия).
Кларджи (груз. კლარჯები) — месхская этнографическая группа грузин. Проживают на территории исторической области Кларджети и в Анатолии. После покорения Самцхе-Саатабаго османами началось отуречивание местных грузинских племен. В 80-х годы 19-го века значительная часть грузинского (кларджского) населения была выселена из исторической Кларджетии в центральные районы Турции.
Аза́т, Аза́д — мужское личное имя. Происходит от индоевропейского слова «азат», что означает «свободный». В персидской фонетике звучит как Yazata. Первоначально этим словом обозначались все личносвободные жители Иранского государства Сасанидов, мелкие феодалы. Позднее термин закрепился также за слоем мелких землевладельцев в Иране и Армении. Из индоевропейских языков (прежде всего армянского и персидского), слово «азат» было заимствовано семитоязычными (прежде всего арабами) и тюркоязычными (азербайджанцами...
Геном двух обитателей грузинской пещеры Дзудзуана (Dzudzuana Cave), живших 26 тыс. л. н., глубоко связан с постледниковыми западноевропейскими охотниками-собирателями из кластера «Виллабруна».

Подробнее: Генетическая история Кавказа
Этногенез азербайджанцев — процесс формирования современного азербайджанского этноса, происходивший на территории восточного Закавказья и северо-западного Ирана на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов. Формирование современного азербайджанского этноса представляло собой многовековой процесс, завершившийся, согласно «Истории Востока» (2002), в основном к концу XV века.
Боша́ (арм. բոշա боша, арм. գնչու гнчу; груз. ბოშა боша) — этнографическая группа цыган, проживающих в Армении, Грузии и Турции. Самоназвание — лом.
Большинство грузинских фамилий происходят от отчеств, реже от названий местности, с добавлением различных суффиксов. Грузинские фамилии, как правило, различаются в зависимости от той или иной части страны.

Подробнее: Грузинская фамилия
Терекеме (азерб. Tərəkəmə) — особая этническая группа азербайджанцев, Это название служило терминологическим обозначением для вообще всех «тюркских» (то есть азербайджанских) кочевых племён, в отличие от оседлых азербайджанцев, не знавших племенного деления. В настоящее время группы азербайджанцев под названием «терекеме» представлены в центральных и южных районах Азербайджана, а также в России (Дагестан) и Турции.

Подробнее: Терекеменцы
Ингилойцы (, азерб. İngiloylar, груз. ინგილოები) — этнографическая группа грузин, проживающая на северо-западе Азербайджана. Говорят на ингилойском диалекте грузинского языка.
Еврейский квартал (идиш ‏די ייִדדישע גאַס ‏‎) — район города, в котором традиционно проживают евреи. В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. С идиш ‏די ייִדדישע גאַס‏‎ (Di yiddishe gas) термин переводится как «Еврейская улица».
Нахские народы — этноязыковая общность, которая в современном кавказоведении объединяет ингушей (галгай) и чеченцев (нохчий) в России, а также бацбийцев/цова-тушин (бацби) и кистин/кистинцев в Грузии. Этноним введён в научный оборот учёными-лингвистами для обозначения носителей нахских языков. Распространяется и на исторических носителей этих языков — все локальные этно-территориальные группы (тукхумы/шахары, тайпы/фамилии, гары, некъи и др.), сформировавшие выше перечисленные этносы, и две отдельные...
Ке́цба (абх. Қьецба (муж.), Қьецԥҳа (жен.), мн. ч.: Қьецаа) — древняя абхазская фамилия, представители которой проживают в Абхазии (ок. 120 чел.) и Турции в городе Адапазары и др. Наряду с другими двумя сотнями двадцатью двумя абхазскими фамилиями, имеет свой фамильный знак.
Список азербайджанских тюркских экзонимов в Грузии (азерб. Gürcüstanda yer adlarına Azərbaycan türkcəsində qarşılıqlar siyahısı, Gürcüstandaki Azərbaycan türkcəsində yer adları, Gürcüstanın Azərbaycanca yer adları, Gürcüstanda türkcə (müsəlmanca) yer adları) — список азербайджанских тюркских наименований для населенных пунктов Грузии. В список включены слова не только с тюркским корнем, но с арабскими и персидскими корнями если они имеют отношение к азербайджанскому языку, также в список включены...
Джавахи, Джавахетинцы, Джавахцы (груз. ჯავახები /Джавахеби/) — этнографическая группа грузинского народа. Коренное население исторической области Джавахети, современные Ахалкалакский, Ниноцминдский и Аспиндзский муниципалитеты. Разговаривают на джавахском диалекте грузинского языка.
В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.

Подробнее: Этнические группы евреев
Сва́нский язы́к (самоназвание лушну нин, ლუშნუ ნინ) — язык сванов, один из картвельских языков.
Пша́вы (груз. ფშავლები) — этнографическая группа грузин. Живут в Душетском районе Грузии, г. Душети, в бассейне р. Пшавская Арагви, а также компактными поселениями в некоторых районах Восточной Грузии. Говорят на пшавском диалекте грузинского языка. Общая численность около 60,000 человек. В 1886 году их насчитывалось 9115 человек.
Еврейское имя — имя, берущее начало в еврейских источниках и/или еврейских языках (иврите, талмудическом арамейском языке, идише и др.). Основная масса еврейских по происхождению имён основывается на талмудическом, христианском или исламском толковании Библии, хотя у самих евреев встречаются имена небиблейского происхождения. Такими именами в основном пользуются люди, проживающие в Израиле и христианских странах, однако некоторые из них также прижились и в исламском мире, особенно в том случае, когда...
Грузинские имена отражают все сложности исторического пути развития грузинского народа. Современный грузинский именник отличается богатством источников, отражая влияния культур соседних народов. Однако с течением времени имена иноязычного происхождения (Северный Кавказ, Армения, Иран, Византия, Арабский халифат и др.) органично вливались в грузинский антропонимический «репертуар». Два раза в год агентство гражданского реестра министерства юстиции Грузии публикует имена новорожденных, а также распространённые...

Подробнее: Грузинское имя
Северные осетины — иронцы и дигорцы. Вплоть до смерти Сталина в паспортах и других документах осетин в графу «национальность» вносилась запись: «южный осетин», «северный осетин». И это при том что самого Сталина многие считают южным осетином. Иронцы — это только часть северных осетин, а южные осетины это кударцы, ксанцы и туальцы они не относятся к иронцам. Хотя в последнее время некоторые обманщики начали приписывать их к иронцам, но факт остается фактом — они не являются иронцами.
Ца́лкский язык (Бизым дильджя — 'наш язык', мусурманджя — «по-мусульмански») — тюркский язык или диалект турецкого языка, на котором говорила часть греков-переселенцев из восточных районов Османской империи в Российскую империю. Относится к западному ареалу огузской группы тюркских языков.
Этнонимы чеченцев — совокупность известных современному кавказоведению этнонимов чеченского народа, включающих самоназвания (эндоэтнонимы) и используемые другими этносами названия (экзоэтнонимы), употреблявшиеся/употребляемые на протяжении существования на Северном Кавказе чеченцев, а также основных нахских племён и этногрупп, ставших компонентами в этногенезе чеченского народа.
Мохевцы (груз. მოხევეები — мохевееби) — субэтнос грузин, жители исторической горной области Хеви (груз. ხევი — «ущелье»). Говорят на мохевском диалекте грузинского языка. Православные, ещё в XIX веке наряду с христианством сохранялись элементы язычества. Общая численность около 17,000 человек.
Южные осетины — кударцы, ксанцы и туальцы.Вплоть до смерти Сталина в паспортах и других документах осетин в графу «национальность» вносилась запись: «южный осетин», «северный осетин». Южные осетины являются государствообразующим этносом в государстве Южная Осетия.
О древнем городе Хоны см. КолоссыХоны, один из народов Северного Кавказа неясного этнического происхождения, упоминаемый в древнеармянских источниках. Орбели И. А. и Тревер К. В. считают гуннов и хонов наименованиями разных племён. По их мнению хоны являлись кавказоязычным этносом. У Есаи Хасан-Джалалян хонами называются дагестанские горцы.
Двалы или Туальцы (осет. туаллæгтæ, ед. ч. туаллаг; груз. დვალები) — один из трех субэтносов осетин, известный по различным письменным источникам.
Сыновья Ноя (в средневековых источниках таблица народов) — род библейского патриарха Ноя. Согласно 10-й главе книги Бытия у Ноя было три сына — Сим, Хам и Иафет.

Подробнее: Таблица народов
Кин(н)уй (כנוי), буквально «прозвище», множественное число — кин(н)уим, — светское имя еврея, как правило, взятое из языка (религиозных традиций) страны проживания, и используемое в общении с неевреями (в отличие от еврейского имени, взятого из Танаха).

Подробнее: Кинуй
Вайна́хи, вейна́хи (чеч. вайнах, ингуш. вейнах — «наши люди») — созданный в начале XX века эндоэтноним чеченцев и ингушей, под которым в современном кавказоведении понимают большую часть носителей нахских языков: вайнахов Чечни и Ингушетии. Также исследователи распространяют это наименование и на исторических (средневековых) предков чеченцев и ингушей: все локальные этно-территориальные объединения-«общества» сформировавшие эти два народа, и два отдельных этноса — аккинцев (самоназв. аккий) и карабулаков/орстхойцев...
Та́тский язы́к — название, принятое для обозначения группы диалектов татов-мусульман и горских евреев. Многие исследователи считают их самостоятельными языками. В Дагестане обладает статусом одного из официальных языков. Мусульманско-татский, напротив, является исчезающим и вытесняется азербайджанским в Азербайджане, классифицируется как «язык в серьёзной опасности исчезновения» по критериям «Атласа языков мира в опасности», изданного UNESCO.
Наго́рный Караба́х (азерб. Dağlıq Qarabağ, арм. Լեռնային Ղարաբաղ) — регион в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья.
Яфетиды — потомки библейского Иафета, одного из трёх сыновей Ноя. К ним обычно причисляют народы Европы и северо-западной Азии (индоевропейские, уральские, алтайские и сино-кавказские народы).
Амше́нский диалект армянского языка (арм. Հոմշեցի , Հոմշեցմա , Հոմշեցնակ , Հա̈յրէն ) — наречие западноармянского языка, на котором говорят восточная и северная группы амшенцев в Турции, Абхазии и России. Западная группа амшенцев в Турции говорит только по-турецки.
Апси́лы, абси́лы — одно из древних племён, проживавших на территории современной Абхазии и сыгравших решающую роль в образовании абхазской народности.
Мегре́льский язы́к (самоназвание — მარგალური ნინა ) — язык мегрелов, один из картвельских языков северо-западной Грузии.
Азербайджанский язык относится к огузской группе тюркской языковой семьи. Так как в процессе этногенеза азербайджанского народа принимали участие как тюркские этнические группы, так и местное автохтонное население территории современной Азербайджанской Республики и Иранского Азербайджана (кавказские албаны, ираноязычное население Восточного Закавказья и Иранского Азербайджана), то и азербайджанское имя соответственно испытало на себе влияние не только тюркской, но и в значительной степени арабской...

Подробнее: Азербайджанское имя
Ширванский диалект арабского языка (араб. اللهجة الشيروانية‎) — диалект арабского языка, употреблявшийся в Ширване (центральная и северо-западная часть современного Азербайджана) и Дагестане. Арабский язык употреблялся после арабских завоеваний в Закавказье с VIII века. Арабский язык был занесён на территорию Азербайджана арабскими переселенцами, большинство из которых были военными, купцами и ремесленниками из Сирии и Багдада. С IX века после ослабления Халифата началось постепенное их вытеснение...
Горско-еврейский (джуури, джухури) (самоназв.: çuhuri / жугьури / ז'אוּהאוּראִ) — диалект татского языка и родной язык горских евреев Восточного Кавказа, особенно Азербайджана и Дагестана, а также Кабардино-Балкарии.
Албанское марзпанство (Арран, Ардан, Агванк) — провинция (военно-административный округ) в составе сасанидского Ирана с 462 по 703 гг. Столица — город Партав. После присоединения к Албанскому марзпанству областей Арцах и Утик, его этнический состав был в основном армяно-албанским (имеются в виду кавказские албаны). В Арцахе и Утике проживали в основном армяне и отчасти албаны утийцы (удины), на левобережье Куры — в основном албаны и отчасти армяне.
Еврейско-иранские языки (еврейско-персидские диалекты) — совокупность иранских языков, используемых или использовавшихся евреями, в основном персидскими, бухарскими и афганскими евреями в Иране, Афганистане,Таджикистане, Узбекистане и соседних территориях (территория т. н. Большого Ирана), а также горскими евреями Дагестана и Азербайджана.
Азери́ (азари, адари; آذری Āḏarī /ɑːzæri/, араб. الأذرية‎ (al-āḏarīya)) — древний, исчезнувший индоевропейский язык Азербайджана (Атропатены), большую часть которого ныне занимает Иранский Азербайджан. Относится к северо-западной подгруппе иранских языков. Был распространен в регионе до распространения азербайджанского тюркского языка.
Языки Азербайджана относятся к 4 языковым семьям — индоевропейской, алтайской, картвельской, нахско-дагестанской. В Азербайджане наиболее распространённым языком является азербайджанский (по переписи 2009 года им свободно владело 98,6 % населения). В качестве языков обучения и общения важную роль играют русский и английский языки (по переписи 2009 года ими владели как родными соответственно 7,6 % и 0,8 % населения страны). Кроме того, коренные народы говорят на лезгинском, талышском, аварском, грузинском...
Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Евре́йско-таджи́кский диале́кт, также бухори и еврейско-бухарский (перс. بخاری‎ — buxārī, тадж. бухорӣ / buxorī) — литературный и разговорный язык бухарских (среднеазиатских) евреев, один из еврейско-иранских языков. Фактически является одним из говоров северного диалекта таджикского языка, в частности самаркандского диалекта. Близок еврейско-персидскому языку.
Айрумы (азерб. Ayrımlar) — тюркское племя, этнографическая группа азербайджанцев, живущая на западе Азербайджана, в горной местности, от озера Гёйгёль до реки Акстафы. Говорят на айрумском говоре западной диалектной группы азербайджанского языка.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я